Правила выдачи российским компаниям разрешений на сделки с иностранными контрагентами.

Новости

11 марта 2022 Правила выдачи российским компаниям разрешений на сделки с иностранными контрагентами.

Документ

Постановление Правительства РФ от 06.03.2022 № 295

Комментарий

Указами Президента РФ от 28.02.2022 № 79 (см. комментарий) и от 01.03.2022 № 81 (см. комментарий) предусмотрено, что для совершения резидентами ряда операций с иностранными контрагентами необходимо получить разрешение, которое выдает Правительственная комиссия по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ.

Порядок выдачи таких разрешений утвержден постановлением Правительства РФ от 06.03.2022 № 295 (далее – Порядок).

Для чего нужно разрешение?

В настоящее время в России действует запрет на совершение резидентами ряда операций. В частности, это:

  • предоставление нерезидентам из "недружественных стран" кредитов (займов) в рублях;
  • предоставлением в пользу нерезидентов иностранной валюты по договорам займа;
  • зачисление иностранной валюты на свои счета в заграничных банках и иных иностранных организациях финансового рынка.

Однако их можно совершить, если получить соответствующее разрешение.

Напомним, что к резидентам относятся (п. 6 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ):

  • граждане РФ, к которым относятся и ИП;
  • иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие в России на основании вида на жительство;
  • российские организации (в т. ч. профессиональные участники ВЭД), кроме иностранных юрлиц, зарегистрированных в соответствии с Федеральным законом от 03.08.2018 № 290-ФЗ;
  • филиалы, представительства и иные подразделения российских организаций, находящиеся за границей.

Как получить разрешение?

Чтобы получить разрешение, необходимо обратиться с заявлением в Минфин России. Составить его можно в свободной форме.

Подать заявление может резидент или лицо иностранного "недружественного" государства. С перечнем таких государств можно ознакомиться здесь.

К заявлению прикладываются документы (п. 5 Порядка):

  • обращение о выдаче разрешения на осуществление (исполнение) сделки (операции). Оно должно содержать информацию о цели, предмете, содержании и существенных условиях сделки (операции), о планируемых сроках действия такого разрешения. Составляется обращение в свободной форме на имя Комиссии;
  • документ, подтверждающий государственную регистрацию заявителя в соответствии с законодательством соответствующего государства. Например, для российских компаний это лист записи из ЕГРЮЛ по форме № Р50007, утв. приказом ФНС России от 06.11.2020 № ЕД-7-14/794@;
  • документ, удостоверяющий личность заявителя-физлица;
  • документ, подтверждающий факт учреждения заявителя – иностранной организации, не являющейся юридическим лицом, в соответствии с законодательством государства, в котором она учреждена;
  • учредительные документы заявителя-юрлица;
  • документ, содержащий сведения о выгодоприобретателях, бенефициарных владельцах, лице, осуществляющем контроль над являющимся стороной сделки (участвующим в операции) лицом иностранного государства, совершающего недружественные действия, и о признаках нахождения такого лица под контролем.

Если целью получения разрешения является сделка (операция), влекущая за собой возникновение права собственности на недвижимое имущество резидента, то дополнительно представляются:

  • бухгалтерский баланс резидента по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате представления заявления, если такой баланс отсутствует в ГИРБО;
  • сведения о балансовой стоимости активов резидента по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате представления заявления.

Также к заявлению необходимо приложить опись направляемых документов.

Если документы содержат сведения, составляющие государственную, коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну, то в заявлении необходимо перечислить документы, содержащие такие сведения (п. 7 Порядка).

Заявление и указанные документы составляются на русском языке. Документы, составленные на иностранном языке, представляются с заверенным в установленном порядке переводом на русский язык (с проставлением апостиля компетентного органа государства, в котором этот документ был составлен).

Документы представляются в прошитом виде и заверяются печатью (при ее наличии) заявителя. Если заявителем является гражданин, то он заверяет документы своей подписью, подлинность которой подтверждается нотариусом (п. 6 Порядка).

Если заявитель не имеет возможности представить документы в полном объеме, то он подает их в имеющемся у него объеме. При этом необходимо указать причины невозможности представления соответствующих сведений и документов, а также сообщить, где они могут быть затребованы (п. 8 Порядка).

Подать документы можно на бумажном носителе или в электронном виде, в том числе в форме электронных документов, подписанных с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи (п. 12 Порядка).

Если после представления в документы внесены изменения, то об этом необходимо сообщить в письменной форме в течение 3 дней со дня, когда заявителю стало известно о таких изменениях (п. 9 Порядка).

По итогам рассмотрения документов принимается решение о выдаче или об отказе в выдаче разрешения на совершение (исполнение) сделки (операции).